В последние годы российские граждане, проживающие за рубежом или имеющие юридический статус в иной стране, стали мишенью сразу нескольких законодательных инициатив. С 2014-го года необходимо отчитываться о наличии второго гражданства или права на постоянное место жительства в другой стране, а с 1-го января 2018-го
года россиян обяжут уведомлять о рождении детей, заключении браков и иных
изменениях гражданского состояния, зарегистрированных за рубежом
иностранными органами ЗАГС. Много волнений российским экспатам доставили поправки в законодательство о валютном регулировании с его неоднозначным определением валютного резидентства. На этом фоне новость о начале международного автоматического обмена финансовой информацией была воспринята многими россиянами с настороженностью.
Давайте рассмотрим, что именно будет происходить в рамках международного автоматического обмена финансовой информацией. Это позволит читателю определить для себя, стоит ли в своем конкретном случае о чем-либо беспокоиться и нужно ли предпринять действия для снижения потенциальных рисков.
Что такое международный автоматический обмен финансовой информацией?
Международный автоматический обмен финансовой информацией является результатом многолетнего международного процесса по объединению усилий, направленных на борьбу с отмыванием денег и сокрытием налогов.
С 1 июля 2015-го года для России вступила в силу Конвенция ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам. Статья 6 Конвенции предусматривала введение автоматического обмена финансовой информацией между странами-участницами этой Конвенции. Однако для того, чтобы такой автоматический обмен мог начаться на практике, дополнительно требовалось подписание отдельных двусторонних или многосторонних соглашений между странами-участницами. В итоге было отдано предпочтение многосторонней модели.
Для начала процесса автоматического обмена страна-участница Конвенции должна присоединиться к многостороннему соглашению об обмене информацией. На сегодняшний день Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене («Соглашение об обмене») и Единый стандарт обмена финансовой информацией («Единый стандарт») подписали 84 юрисдикции, включая Россию, все страны Евросоюза, Израиль, «классические» офшорные юрисдикции (например, Британские Виргинские острова, Сейшелы, Каймановы острова). К этому числу следует добавить еще 17 юрисдикций, которые также обязались присоединиться к этому механизму. США не являются участником Соглашения об обмене, так как получают информацию в рамках отдельного соглашения FATCA (оно, кстати, и послужило прототипом для Единого стандарта).
Когда и с кем именно страны-участницы начнут автоматически обмениваться финансовой информацией?
Страны-участницы готовятся к началу процесса автоматического обмена информацией, приводя свое национальное законодательство в соответствие с требованиями Единого стандарта, разрабатывая механизмы по защите персональных данных и конфиденциальности информации, создавая необходимую технологическую и административную инфраструктуру.
54 страны обязались начать автоматический обмен финансовой информацией с сентября 2017-го года (это страны «первой очереди»). 47 стран (страны «второй очереди»), включая Россию, начнут обмен с сентября 2018-го года. И в том, и в другом случае передаваемые данные будут касаться предыдущего (соответственно 2016-го и 2017-го) года. Список стран первой и второй очереди можно найти на сайте ОЭСР.
По окончании подготовки к автоматическому обмену страны-участницы должны уведомить об этом координационный орган Конвенции (т. е. ОЭСР) и указать в уведомлении все страны, с которыми они хотели бы осуществлять взаимный обмен. Чтобы Соглашение вступило в силу между любыми двумя странами, каждая из них должна указать друг друга в таких уведомлениях. Например, чтобы автоматический обмен мог состояться между Великобританией и Россией, и та, и другая должна указать друг друга в уведомлении о готовности, направленном в ОЭСР.
Обмен, впрочем, может быть и невзаимным — в тех случаях, когда страна соглашается предоставлять информацию, не требуя ответного предоставления информации о ее собственных резидентах.
Ожидается, что страны-участницы сделают уведомления о готовности и соответственно укажут своих партнеров в конце 2016-го — начале 2017-го года. Поэтому на сегодняшний день, с какими именно странами будет осуществлять обмен финансовой информацией Россия, окончательно не известно.
Что представляет собой автоматический обмен?
Налоговые органы разных стран и раньше могли обмениваться информацией — на основании адресных запросов. В таком запросе указывалось, в отношении какого именно лица и какая именно информация необходима к передаче. При этом получение запрашиваемой информации не было гарантировано, и, по сути, решение о передаче или отказе в ней принимал получающий орган. Теперь же, в дополнение к уже существующим методам обмена, на ежегодной основе будет производиться автоматический обмен в унифицированной электронной форме. В отличие от адресного запроса, объем и тип информации, подлежащей передаче, определен заранее Единым стандартом отчетности. Информация также передается не об отдельных лицах, а обо всех физических лицах и организациях, подпадающих под категорию «подотчетные лица».
Необходимую для автоматического обмена информацию налоговым органам своих государств будут предоставлять так называемые «подотчетные финансовые организации», т. е. финансовые организации, в которых физические лица и организации имеют финансовые счета. В первую очередь, конечно, речь идет о банках и других кредитных образованиях, однако некоторые страховые компании, брокеры, негосударственные пенсионные фонды и пр. также могут относиться к подотчетным финансовым организациям. И именно на эти организации возложена роль выявления среди своих клиентов подотчетных лиц, идентификации их счетов, сбор и обработка этой информации и ее передача налоговому органу своей страны.
Далее налоговый орган передает полученную информацию налоговому органу той страны, которой он, согласно процедуре Соглашения, обязан ее предоставить. Таким образом, цепочка обмена информацией состоит из трех звеньев: банк — налоговый орган страны местонахождения банка — налоговый орган страны-получателя финансовой информации. Например, британский банк собирает информацию о счетах своих клиентов и передает налоговой службе Великобритании (HMRC), а та в свою очередь — в Федеральную налоговую службу РФ.
Кто подпадает под категорию подотчетных лиц, в отношении которых должен производиться сбор и передача информации (т. н. «подотчетные лица»)?
Согласно Единому стандарту, подотчетные лица — это клиенты подотчетных финансовых организаций (физические лица и организации, а в отдельных случаях — и контролирующие такие организации физические лица), которые являются налоговыми резидентами другой страны.
Налоговое резидентство определяется в соответствии с национальным законодательством страны-участницы. Так, что касается физического лица, на основании пункта 2 статьи 207 Налогового Кодекса (НК) РФ, налоговый резидент России — это человек, находящийся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Кроме того, на сайте ОЭСР, посвященном автоматическому обмену, Россия предоставила информацию о том, что индивидуальные предприниматели, стоящие на налоговом учете в России и уплачивающие налоги в соответствии с двусторонними соглашениями об избежании двойного налогообложения, также являются налоговыми резидентами РФ.
Организации признаются налоговыми резидентами РФ в следующих случаях:
а) организация является российской организацией (т. е. создана в соответствии с законодательством РФ);
б) иностранная организация признана налоговым резидентом РФ в соответствии с международным договором РФ; либо
в) местом управления иностранной организацией является РФ (ст. 246.2 НК РФ).
Если такой налоговый резидент РФ имеет счет в банке в стране-участнице Соглашения об обмене, он становится т. н. «подотчетным лицом» в целях автоматического обмена финансовой информацией. Таким образом, банк обязан передать сведения о нем и его счетах в налоговый орган своей страны для дальнейшей передачи Федеральной налоговой службе РФ.
Как именно банки и другие финансовые организации будут выявлять подотчетных лиц?
Проведение процедур по идентификации счетов подотчетных лиц и передача информации по ним является сложной, объемной и дорогостоящей операцией для финансовых организаций. Поэтому их идентификация будет производиться поэтапно, начиная со сбора сведений о налоговом резидентстве новых клиентов при открытии счетов. Лишь затем будет проведена ревизия по ранее открытым счетам существующих клиентов с целью выявления среди них подотчетных лиц.
Новые клиенты банков и других подотчетных финансовых организаций
Таким образом, в первую очередь информация будет собираться о новых клиентах банка (либо другой финансовой организации) и открытых ими счетах. Сам банк не обязан проводить юридический анализ документов и устанавливать, является ли тот или иной его клиент налоговым резидентом другой страны. Клиент при подаче документов на открытие счета в рамках стандартной процедуры АML/KYC («знай своего клиента») должен будет заполнить определенную форму или ответить на ряд вопросов, позволяющих банку установить его налоговое резидентство. Эта процедура называется самосертификацией.
Финансовые организации должны будут также запросить подтверждающие документы — документ, подтверждающий идентификационный налоговый номер (например, ИНН для подтверждения российского налогового резидентства или национальный страховой номер (National Insurance Number — в Великобритании). Может быть запрошена и иная подтверждающая документация, особенно в тех случаях, когда данные, предоставленные клиентом в порядке самосертификации, вызывают сомнения.
Например, если для корреспонденции с банком новый клиент указывает адрес в другой стране либо регулярно дает распоряжения банку о переводе в другую страну поступающих на его счет средств. В этой ситуации у банка появляются основания запросить у клиента дополнительную информацию. Если банк не получит такую дополнительную информацию, то начнет рассматривать клиента как «подотчетное лицо» по умолчанию.
Страны «первой очереди» (в частности, Великобритания) осуществляют такую процедуру в отношении новых клиентов начиная с 1-го января 2016-го года. Для «стран второй очереди» (включая Россию) идентификация новых клиентов начнется с 1-го января 2017-го года.
Существующие клиенты банков и других подотчетных финансовых организаций
Ревизия существующих счетов физических лиц
Во вторую очередь банки (и другие подотчетные финансовые организации) проведут ревизию счетов своих уже существующих клиентов. Прежде всего ревизии подвергнутся «счета с высокой стоимостью», т. е. счета, суммарный (агрегированный) баланс по которым превышает 1 млн долларов США. Такие счета банки стран «первой очереди» должны идентифицировать до 31-го января 2016-го года, а страны «второй очереди» — годом позже.
Банки идентифицируют подотчетные «счета с высокой стоимостью» на основании уже имеющейся у них информации, т. е. той информации, которую клиент предоставил при открытии счета, а также информации, имеющейся у клиент-менеджера (при наличии такового). В этом случае банк обязан следовать так называемому стандарту «фактически имеющегося знания». Т. е. если банк знает или имеет основания полагать, что клиент является налоговым резидентом другой страны, то он обязан провести более серьезную проверку, потребовать от клиента сделать самосертификацию и предоставить подтверждающие налоговое резидентство документы, после чего на основании имеющихся у него сведений и полученных от клиента документов решить, относится ли этот клиент к подотчетным лицам.
Для счетов с низкой стоимостью установлен более простой тест — тест адреса места жительства. Если адрес клиента, известный банку, находится в той же стране, что и сам банк, — у банка нет оснований проводить более серьезное расследование по уточнению статуса клиента. И, таким образом, клиент, с точки зрения банка, не попадает в категорию подотчетных лиц.
Срок окончания ревизии счетов с низкой стоимостью — 31-го декабря 2017-го года для стран первой очереди и 31-го декабря 2018-го года для стран второй очереди.
Счета юридических лиц и иных организаций
Ревизия счетов юридических лиц и иных организаций проводится в несколько ином порядке. Во-первых, существующие счета с агрегированным балансом не выше 250 000 долларов США не являются подотчетными по определению. Для счетов с балансом выше указанной суммы банку необходимо установить следующее:
а) является ли клиент налоговым резидентом другой страны? Сначала банк проводит проверку на основании имеющейся у него информации. В случаях, когда этой информации недостаточно, от клиента может потребоваться самосертификация;
б) отвечает ли клиент признакам так называемой «неактивной финансовой организации»? Если отвечает, то банк проводит идентификацию контролирующих лиц (бенефициаров) такой организации на предмет того, являются ли они подотчетными лицами.
Например, организация, являющаяся налоговым резидентом Кипра, открывает счет в банке Великобритании. В результате проверки банк устанавливает, что данная организация является «неактивной финансовой организацией», а ее бенефициарными владельцами являются россияне. Информация об этой организации и ее счетах в банке Великобритании будет передана Кипру, а России будет передана также информация о физических контролирующих ее лицах.
Для новых клиентов-юридических лиц и других организаций исключение в отношении баланса по счетам в размере, не превышающем 250 000 долларов США, не применяется. При открытии ими счетов должна проводится самосертификация в рамках стандартных процедур.
Какая именно информация будет передаваться?
Информация, подлежащая передаче налоговым органам, условно делится на две категории — информация о владельце счета и о самом счете.
О владельце счета передается следующая информация:
- Имя / наименование компании;
- Страна налогового резидентства;
- Налоговый идентификационный номер;
- Дата рождения и место рождения физического лица.
О самом счете передается следующая информация:
- Номер счета;
- Имя и идентификационный номер банка, в котором открыт счет;
- Баланс по счету (для всех видов счетов);
- По депозитарным счетам — общая сумма процентного дохода за отчетный год;
- По кастодиальным счетам — проценты, дивиденды и валовый доходов от реализации финансовых активов;
- Для остальных типов счетов — валовый доход, выплачиваемый клиенту.
Выводы и практические рекомендации
Для тех, кто не является налоговым резидентом России (т. е. для подавляющего большинства российских экспатов), автоматический обмен финансовой информацией не повлечет за собой никаких дополнительных рисков. У банков и других финансовых организаций нет оснований считать клиентов с иностранной фамилией или с иностранным паспортом, проживающих в стране, получающих в ней зарплату, берущих там же ипотеку и т. п., налоговыми резидентами иных стран (т. е. подотчетными лицами).
Если вы являетесь налоговым резидентом РФ, финансовая информация о ваших счетах будет передана налоговым органам РФ в двух случаях:
а) при запросе банка о проведении самосертификации, например, при открытии нового счета (в качестве нового клиента);
б) при выявлении банком информации о вас как о налоговом резиденте иной страны, в рамках процедур по ревизии счетов.
Здесь отдельно стоит отметить ситуацию, возникающую при переезде в другую страну на период более полугода (например, на постоянное место жительства, длительную учебу или работу). По общему правилу, в течение 183 дней с момента вашего переезда вы будете оставаться российским налоговым резидентом. Соответственно, если вы захотите открыть счет в банке в стране прибытия в течение этого периода, вы будете обязаны в порядке самосертификации уведомить банк о факте налогового резидентства РФ. При этом также возникнет и обязанность уведомления налоговых органов РФ об открытии счета в зарубежном банке. Не забудьте впоследствии своевременно известить банк об утрате статуса налогового резидента в РФ, чтобы в следующем отчетном периоде вас не рассматривали в качестве подотчетного лица.
Бывает и так, что при возвращении в Россию на постоянное место жительства, банковские счета в стране прежнего места жительства остаются открытыми. В этом случае банк также может рассматривать вас в качестве подотчетного лица, если получит информацию о том, что ваш налоговый статус изменился (например, на основании смены адреса корреспонденции). В любом случае, в соответствии с требованиями законодательства РФ, при восстановлении налогового и/или валютного резидентства потребуется уведомить налоговый орган России о наличии такого счета (если это не было сделано ранее) и подавать соответствующую отчетность.
Если вы можете быть признаны одновременно налоговым резидентом нескольких стран, между которыми начнет действовать автоматический обмен, вам стоит провести анализ своего налогового статуса во всех таких юрисдикциях. Безусловно, оптимально это сделать с квалифицированными в ваших юрисдикциях налоговыми консультантами или юристами, которые также обязательно должны иметь опыт работы с «международными» клиентами и уметь применять соглашения об избежании двойного налогообложения. Если вас действительно признают резидентом в обеих (или более) юрисдикциях, специалисты помогут соблюсти требования о предоставлении отчетности в каждой конкретной стране и оценить возможные преимущества использования таких соглашений. Полезную базовую информацию (на английском языке) о правилах определения резидентства, применяемых во всех странах-участницах автоматического обмена, можно найти на портале ОЭСР, посвященном автоматическому обмену. На сайте Федеральной налоговой службы РФ также имеется список всех применяемых двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения: на сегодняшний день Россия имеет такие соглашения с 80 странами.
В наибольшей степени, безусловно, рассматриваемое нововведение затронет лиц, имеющих деловые и финансовые интересы в нескольких странах (например, ведущих международный бизнес), а также лиц с высоким личным капиталом, владеющих активами в разных странах и использующих холдинговые и трастовые структуры для управления таким капиталом. Для таких лиц потребуется всесторонний анализ рисков, при возможности — реорганизация ведения бизнеса, реструктуризация организации владения активами и прочие комплексные меры.
Анастасия Лайко
Юрист по профессии и призванию, занимается договорным сопровождением бизнеса, корпоративным правом, разрешением коммерческих споров с международным аспектом. «Я родилась в Казахстане, выросла на Дальнем Востоке, жила в Алматы и Москве. В 2006 году мы с мужем приняли решение переехать в Англию. Теперь мой дом тут: здесь растут мои дети, живут мои друзья, реализуются планы. Чтобы продолжить карьеру в Англии, важно была максимально открыться новому, не бояться учиться заново, браться за сложные задачи. Очень важным оказалось умение не отбрасывать старый опыт, но интегрировать его, переносить на новую почву, и умение строить мосты между людьми и разными деловыми культурами».