Uber — транспортная компания, а не просто технологическая платформа. Такое решение вынес сегодня утром Суд Евросоюза.
Таким образом, в этом давнем споре вышли победителями таксисты, и за постановлением суда последует изменение требований властей, в соответствии с которыми американская компания должна предоставлять свои услуги населению, а в дальнейшем — общих условий функционирования так называемой коллаборативной экономики на территории ЕС.
Суд заключил, что род деятельности компании «непосредственно связан с услугами транспорта», нанеся таким образом довольно сильный удар по модели бизнеса Uber, долю в котором имеют такие крупные инвесторы, как Goldman Sachs.
Дело дошло до Люксембурга после того, как Профессиональная ассоциация таксистов Élite Taxi подала иск в Коммерческий суд № 3 Барселоны. Организация требовала полностью запретить деятельность Uber — компании, которая позиционирует свою деятельность как «интернет-посредничество» для предоставления транспортных услуг частными лицами.
Таксисты настаивали на том, что речь идет о нелегальной конкуренции. Испанский суд обратился к европейской юстиции с вопросом, как квалифицировать услуги, предоставляемые Uber: как транспортный сервис, информационные услуги или как комбинацию двух этих сервисов.
Решение суда, о котором шла речь в начале статьи, было обусловлено тем, что услуги, предоставляемые Uber, не ограничиваются посредничеством. Речь идет о предоставлении услуг городского транспорта посредством коммуникации через электронные устройства, и при этом фирма устанавливает условия, на которых эти услуги будут оказаны.
Это постановление суда можно считать первым шагом к разработке законодательства, на основании которого будет регулироваться новый вид транспортных услуг. А до этого момента деятельность фирм, подобных Uber, по решению суда должна осуществляться в соответствии с общими требованиями, установленными для транспортных компаний.
Представители компании Uber заявили, что в ее деятельности в большинстве стран ЕС ничего не поменяется. Адвокаты фирмы говорят о том, что постановление суда касается и других предприятий, работающих на основании бизнес-принципов коллаборативной экономики и до сих пор продолжающих изучать свои юридические обязанности. В свою очередь, компания Cabify, созданная в 2011-м и являющаяся главным конкурентом Uber в Испании, считает, что ее модель бизнеса всегда была и остается на 100% легальной.